Тренд на упрощение

Последние годы проходят под девизом всеобщего упрощения. Жить становится проще, но не всегда лучше. Выскажу свои мысли о примитивизации в интернет-маркетинге, бизнесе и реальной жизни.

Небольшое отступление. Чем взрослый отличается от ребенка? Сознание ребенка более фрагментировано: он видит то, что мы не замечаем. Например, мы видим луг, а он ромашки справа, васильки слева, бабочки где-то вдали и прыгающих кузнечиков в траве. Никогда не задумывались, почему мы перестали замечать то, чему удивлялись в детстве? Это естественный процесс. Личные наблюдения, как детальки “лего”, с возрастом образуют в сознании целые фигуры, которые складываются в еще большие конструкции. Это позволяет намного быстрее принимать решения. Не всегда правильные, но на оценку каждого фактора у нас просто не хватило бы ни времени, ни сил. Поэтому мы моментально вешаем ярлыки на людей, события, вещи. Это еще иногда называют стереотипами.

Для формирования стереотипа обычно требуется не один год. У каждой психологической установки есть своя история. Причем если такие суждения, как “Все Светки дуры” или “«Адидас» – для гопоты” (вставьте что-нибудь свое), мы распознавать и фильтровать еще способны, то более сложные стереотипы, касающиеся личной, духовной жизни и работы, видим далеко не всегда. А стоило бы.

Но перейдем, наконец, к современным технологиям, а конкретно – дизайну. Тренд на упрощение ныне правит балом. Особо яркие примеры: плоские иконки последних iOs, текущий логотип Google. Многие бренды действительно планомерно отсекают все лишнее в своей айдентике: Apple, Pepsi, Microsoft, уже упомянутый Google… Чем дальше, тем меньше деталей. И вместе с тем больше головной боли для дизайнеров – попробуй тут раскрой парой штрихов весь накопленный опыт компании.

Отчасти упрощение также связано с повсеместным распространением мобильных устройств: на маленьких экранах чисто физически не разглядеть все детали. Из-за этого интерфейсы приложений и мобильных версий сайтов постоянно упрощаются. В mobile-дизайне принято подбирать крупные шрифты, скрывать отдельные блоки, использовать минимум цветов и контраст. Все это так или иначе переносится и на “большие” сайты.

Также упрощение касается и текстовой составляющей. Пользователи становятся все нетерпеливее – им важна суть. Из-за этого торговые предложения на коммерческих сайтах должны включать только действительно важные ключевые слова. Недавно “Яндекс” вместо привычного “Найдется все” выкатил слоган “Поиск №1 в России”. Сыграли на стереотипе: мол, если первые – значит, лучшие! Правда, распространенный способ выделения небольших компаний (в Костроме, наверное, около десятка “первых” найдется) ФАС не оценила и заставила “Яндекс” сделать сноску.

Современные интерфейсы, в частности формы обратной связи, настраиваются таким образом, чтобы человеку приходилось выполнять минимум ненужных действий: в идеале вас никогда не спросят того, что не было бы действительно важным. Кроме того, хороший тон – говорить с человеком на его языке: то есть, к примеру, просить ввести не CVV/CVV2, а “три цифры на обратной стороне карты” (если речь идет об интернет-магазине для широкой аудитории). Пользователя быстро утомляют раздражители. На сайте должно быть легко и понятно: важные моменты выделяются цветом и шрифтом, а визуальные образы (фото, видео или другая графика) моментально дают понять, куда ты попал.

Упрощаются и психологические установки. В сфере интернет-маркетинга часто слышишь “в моей сфере контекстная реклама не работает” или “поисковое продвижение умерло”. Это все те же стереотипы, а не объективные выводы. Негативный опыт общения со специалистами, нехватка времени на базовое обучение и чтение материалов по теме, недостаточно полные инструкции “Яндекса” и Google – все это заставляет сразу сказать “нет”. А иногда мы говорим “да” новым услугам или сервису, которые дали позитивный опыт в прошлый раз (но мы не разобрались как), и неожиданно для себя обжигаемся. И тут я подвожу к главной мысли. В эпоху стабильного кризиса, при отсутствии больших бюджетов и возможности рисковать, как никогда важны объективные данные, тонкие настройки и полноценная, как сейчас принято говорить – сквозная, аналитика. То есть примитивизм сегодня точно не сработает.

Мой личный вывод: упрощение – естественный спутник человеческой эволюции. Поэтому стереотипы есть у всех. Главное – понимать, когда им стоит доверять, а когда нет. Иначе придется уступить место кому-то посложнее.

Автор: директор интернет-компании "Инмако" Болонкин Владимир. Статья была опубликована в журнале "Номер" за сентябрь 2017 г.