С доставкой на дом

Уж чего-чего, а кушать люди будут всегда. Доступность дешевой (не всегда качественной, но это тема для отдельного разговора) еды предполагает много вариантов предания первому смертному греху. Однако, хоть еда и напитки остаются крупнейшим по оборотам сегментом ретейла, онлайн в эту сферу только начинает проникать. Люди консервативны: закупаются в больших гипермаркетах или супермаркетах у дома, а, чтобы поговорить за едой, заходят во вполне осязаемые кафе и рестораны. И максимум Интернета в этой пищевой цепочке – это заказ пиццы или роллов пару раз в месяц. Да и то не через онлайн-заявку на сайте, а по телефону. В общем, скучновато. Но вдруг мы на пороге прорыва, как это однажды случилось с такси? Сейчас посмотрим.

Меню, пожалуйста!

Самый популярный (и очевидный) симбиоз еды и Интернета – сервисы доставки блюд из ресторанов и кафе. На международном рынке этим активно занимаются такие гиганты, как Amazon, Google и Uber. В России лидер – Delivery Club. Имеет представительства в более чем 30 городах России, но в Костроме пока не работает. В прошлом году Mail.ru купила DC за $100 миллионов, тем самым обозначив важность рынка. Также в арсенале Mail.ru есть сервис доставки еды ZakaZaka, который в Костроме как раз представлен: в его портфолио 10 общепитов. В первую очередь это все те же пиццерии и “сушироллы”. У традиционных кормчих доля заявок стремиться к нулю и приподнимается лишь за счет обслуживания мероприятий. Ужинать заказом из Интернета в домашней обстановке у нас не принято.

Тем не менее для “покушать вечером” есть сервисы доставки готовых блюд. В России они, правда, особой популярности пока не снискали. Максимум – доставка бизнес-ланчей в офисы. Видел примеры такой схемы и в Костроме, но получается пока не очень. Как показывает практика, люди не готовы платить за это регулярно, а сервис зачастую оставляет желать лучшего.

В качестве альтернативы доставки готовой еды существуют сервисы доставки продуктов с рецептами блюд. Если деньги есть, то и целого шеф-повара можно на дом вызвать (но вызывают, конечно, обычно на большие праздники и корпоративы). Идея в нашей стране пока тоже приживается плохо. Из относительно крупных игроков можно отметить работающий пока только в двух столицах “Вкуснадом”.

Странно, что большие продуктовые сети с их миллиардными оборотами в Интернет особо не стремятся. Вы слышали об интернет-магазине от “Магнита”? Нет. А от “Дикси”? Тоже нет. Бывший топ-менеджер последней, правда, пытался создать онлайн-магазин продуктов Foodbuyer, но что-то пошло не так. Видимо, инвесторы не верят, что население начнет закупаться гречкой в Сети. Из хоть сколько-нибудь известных онлайн-ретейлеров можно выделить московский “Утконос”.

Разумеется, есть место и специализации: кто-то доставляет продукты для спортсменов (в столицах по этой схеме работает Grow Food), другие выставляют астрономические ценники на органическую еду “прямо с грядки” (настоящими фермерами себя считают в LavkaLavka – как вам 200 рублей за десяток яиц?). В Кострому тоже приходит мода на здоровую еду, но, учитывая средний ценник, перспектива этого направления в нашем городке пока сомнительна.

Счет!

Локомотивом рынка останутся агрегаторы вроде Delivery Club. Но и местечковым проектам тоже найдется место. Проблем в том, что, в отличие, например, от США, у нас сходить в кафе или тем более ресторан – это не рутина, а как минимум заметное событие. Поэтому и заказ вкусноты на дом тоже случается не каждый день. И с учетом экономических реалий ситуация будет меняться о-о-очень медленно.

Тем не менее фуд-стартапы пытаются урвать свой кусок пирога. Компании активно идут в социальные сети: там дешевая аудитория и возможность “просеять” своего клиента. Активно используется геотаргетинг. Вы живете в 3 кварталах от нас? Вам 22 года? Добро пожаловать в наше кафе! Если у заведения уже есть база клиентов (телефоны или мэйлы), то это тоже хорошее подспорье. Кроме того, Facebook и “ВКонтакте” позволяют найти похожую аудиторию, которая в 10-50 раз больше изначальной базы. Традиционный SEM (то есть маркетинг в поисковиках) также работает, хоть из-за низкого прямого спроса и не очень эффективно.

Существуют и много других связанных с пищевым потреблением сервисов: раннее бронирование столиков, предзаказ блюд в ресторанах, интеллектуальный поиск кафе и всякие отзовики. Но о них как-нибудь в другой раз.

Автор: директор интернет-компании "Инмако" Болонкин Владимир. Статья была опубликована в журнале "Номер" за октябрь 2017 г.