Пять признаков здоровой компании

О сервисах доставки здоровой еды и телемедицине я недавно уже писал, и раз тема снова зашла про здоровье, то поговорю о не менее насущном – здоровье коммерческих организаций. Кризис, санкции, снижение потребительской активности и все прочее – не самая благоприятная обстановочка. Когда регулярно общаешься с предпринимателями, будь они самозанятыми людьми или владельцами заводов/газет/пароходов, поневоле учишься определять текущее состояние их компаний. Приведу несколько поверхностных признаков того, что если температура в компании и не 36,6, то о реанимации речь пока не идет.

  1. Дух коммерции. Попробую объяснить на примере. Руководителя реально вштыривает от того, что он делает, у него много планов и идей, он видит, как можно еще заработать, просит скидку и понимает выгоду. Да, зачастую его мысли хаотичны, он может что-то начать и не закончить, и тем не менее всегда в деле. В отличие от другого типа предпринимателей, которые не особо-то и предприимчивы. Они говорят “10% комиссии за заказ – это много” и сидят неделями без работы или могут выдать шедевральное “Лучше бы жене шубу купил” после того, как заказы с рекламы не оправдали ожиданий.
  2. Многоканальность. Компания не уповает только на 1-2 канала взаимодействия с клиентами: не зависит на все 100% от сайта, который может упасть в топе из-за прихоти поисковиков, от “Авито”, взвинтившего плату за размещение, или какого-то форума, чей модератор вдруг забанил аккаунт. Если это разумно, здоровая компания идет из онлайна в офлайн и наоборот. Сам видел несколько примеров схлопывания бизнесов с действительно хорошими специалистами. Одни получали клиентов только по “сарафану”, другие давили на контекстную рекламу (ничего не меняя на сайте), третьи до собственного сайта не дошли вовсе.
  3. Аналитика. Без элементарного анализа своих действий любые старания рискуют превратиться в культ карго. Буквально на днях общался с человеком, который скопировал слова для контекстной рекламы у своего конкурента. Оба занимаются строительством деревянных домов, и в списке слов оказались одноэтажные дома. Только вот беда, на сайте человека, с которым я разговаривал, одноэтажных домов не было. О качестве такой рекламы красноречиво говорила статистика, указывающая, что каждый второй посетитель с запросом на одноэтажники сразу закрывал страницу. И если бы это не обнаружили, деньги так бы и сливались в никуда.
  4. Меньше расходов, больше доходов. Идеальный принцип для небольших компаний, чьи владельцы не хотят заморачиваться воронками продаж, Excel-таблицами, расчетом ROI, LTV и прочей “белибердой”, а хотят заниматься чем-то более интересным. Минимизация расходов – это вовсе не маленькие зарплаты или принцип “вот раскрутимся, тогда и вложимся”. Скорее наоборот. Большой офис в центре города и огромная вывеска сами по себе заказы не приведут, а вот хороший продажник, как и хороший сайт с рекламой – вполне. С доходами тоже все очевидно: возможность кросс- продаж и допродаж, реализация оптом, напоминалки прошлым клиентам и так далее. Про “манимейкинговые” действия можно почитать в Интернете.
  5. На связи. Не самая очевидная корреляция, но до кого не проблема дозвониться, кто перезванивает сам, и быстро отвечает на почту, у тех обычно все в порядке.

И еще немного о психическом здоровье. Когда заходишь в организацию и видишь, что все носятся как белки в колесе: ежеминутно отвечают на телефон, кому-то кричат, что-то передают и хаотично мечутся от человека к человеку, понимаешь, что компания работать точно будет, но вот ментальному состоянию ее сотрудников (и главным образом – директора) точно не позавидуешь.

Автор: директор интернет-компании "Инмако" Болонкин Владимир. Статья была опубликована в журнале "Номер" за ноябрь 2017 г.