Skip to main content

Кому не стоит начинать бизнес (особенно в кризис)

Считается, что кризис – не лучшее время для открытия бизнеса.

Да, есть свои исключения, к примеру проекты, что снижают издержки у конечного пользователя, но в целом традиционные ниши переживают не лучшие времена. А большинство будущих бизнесменов редко думает о создании уникального торгового предложения, рассчитывая вести дело за счет наработанных связей, вложений в рекламу и упорного труда. На основе собственного опыта выделю четыре привычки, от которых точно нужно избавиться до создания своего дела. Особенно в нынешнее время.

Сравнивать результаты, но не методы

Многие слышали «мотивашку»: «Единственный человек, с которым вы должны себя сравнивать, – это вы в прошлом, а человек, к которому должны стремиться, – это вы в будущем». Однако развитие невозможно без сравнения с другими. Эффективное продвижение в Интернете невозможно без анализа конкурентов. И тут важно принять ключевую идею: сравнивать нужно методы, а не результаты. «У магазина N вчера было 100 посетителей, а у меня 30, мое агентство плохо работает?» – спрашивает тот, кому важен только результат. «У магазина N вчера было 100 посетителей, а у меня 30, как можно узнать источник его трафика и что нужно сделать, чтобы у меня стало еще больше?» – спрашивает тот, кто сравнивает методы. Да, в бизнесе результат – это самое важное, но многого ли достигают те, кто ставит целью просто «заработать миллион»? Обычно не многого. Как и те, кто, увидев у соседа новый «лексус», отмечают, что у них-то, мол, нет таких родителей / связей / родственников, даже не предполагая, что может скрываться за новым автомобилем.

Поспешно делать выводы

«Реклама в Интернете не работает», «Поисковое продвижение не работает», «Ничего не работает» – нередко приходится слышать скепсис от новых, уже получивших отрицательный опыт клиентов. Преимущества Интернета в том, что тестировать подходы можно до бесконечности. Опираясь при этом на конкретные цифры. Да, некоторые вещи требуют денег, но такова суть бизнеса – ты инвестируешь, чтобы получить намного больше. Убегать из контекстной рекламы после самостоятельно настроенной кампании как минимум преждевременно. Говорить, что SEO изжило себя, опираясь на мнение «знакомого программиста», тоже неверно. Нужно пробовать, собирать информацию и пробовать еще раз.

Оставлять нули в своих схемах

Один из самых распространенных случаев. «Сделаем пока самый простой сайт, забьем минимальный ассортимент, добавим 5-10 слов в рекламную кампанию и будем потихоньку развиваться» – типичный бизнес-план многих начинающих бизнесменов. Как правило, они видят следующую схему: вкладываем 10000 (к примеру), получаем 30000; 10000 берем себе, а 20000 снова вкладываем; получаем уже 60000... Да, вроде запросы первоначально невелики и цифры кажутся достижимыми. В чем подвох? В том, что никаких 30000 не будет. Потому что нужно или вложить минимум 100000 (стоимость работы специалистов плюс оптимальный рекламный бюджет), или отложить идею до лучших времен. Можно и с десяткой попробовать, но тогда в схеме появятся нули: меньший рекламный охват, повышенная стоимость клиента, крайне низкая конверсия сайта и т. д. Если в формуле присутствует хотя бы один ноль, то остальные сомножители не так важны – на выходе все равно получится ноль. Разумеется, речь идет не только о деньгах. Кто-то ставит нерабочий телефон, рекламируется не в том регионе, обращается к нецелевой аудитории, отправляет письма с заявками в никуда... Мало ли бывает недоработок.

Превозносить внешние атрибуты, пренебрегая сутью

Есть люди, которые пытаются предусмотреть все. И, в общем-то, они молодцы, но лишь в том случае, когда решено самое главное – отлажен механизм получения денег. А если бизнеса как такового еще нет, но уже начинаются споры о расположении мебели в офисе и шрифтах в логотипе, то это тревожный звоночек. Помню директора одного агентства, которая свято верила, что если кресла будут расставлены не по фэншую, клиенты не будут заказывать. Также знаю человека, который изначально работал с огромной дырой в бюджете и при этом тратил время и деньги на регистрацию торгового знака (которому в итоге все равно грош цена). Возвращаясь к нулям. Если вы закажете у фрилансера простенький логотип за 500 рублей, у вас не будет нуля. Да, будет не единица (если бы его нарисовал какой-нибудь Артемий Лебедев), но и не ноль. А вот если ваш сайт посещает 3 человека в сутки... Может быть, это тоже не ноль, но что-то близкое.

Автор: директор интернет-компании "Инмако" Болонкин Владимир. Статья была опубликована в журнале "Номер" за ноябрь 2015 г.