Шесть пожеланий «Яндексу»
В последнее время к «Яндексу» приковано повышенное внимание. Одну из крупнейших IT-компаний России обсуждают как рядовые интернет-пользователи, так и профильные специалисты.
Может, это и не кризис, но текущее состояние «Яндекса» здоровым точно не назовешь: чистая прибыль падает, стоимость акций снизилась в два раза (правда, недавно случился неожиданный отскок), компания увольняет больше, чем принимает, а последние публикации разоблачают ее «эффективных менеджеров». В этом году, не без помощи властей, «Яндекс» остановил наступление Google (ближайший конкурент забуксовал на отметке в 35% рынка), но надолго ли? В преддверии 2016-го «Яндексу» хочется пожелать скорейшего выздоровления – в первую очередь ментального. Ниже шесть конкретных пожеланий, как от лица обычного пользователя, так и представителя интернет-компании.
От пользователя
- Знать свою аудиторию. Инфоповодом для препарирования компании стал крайне неудачный перезапуск крупнейшего кинопортала Рунета – «Кинопоиска». Как оказалось, выкупив проект примерно 2 года назад, «Яндекс» все это время хотел сделать из огромной киноэнциклопедии онлайн-кинотеатр с «хипстерским» дизайном. В процессе переноса «Кинопоиск» растерял уйму функций. Волна народного возмущения заставила «Яндекс» вернуть старую версию сайта и привела к нескольким скандальным увольнениям. В общем, Epic Fail. С одной стороны, компания признала свою ошибку, с другой – поставила себя в идиотское положение, после которого к обновлению других массовых сервисов ей придется подходить с двойной ответственностью. По крайней мере, именно этого хотелось бы пожелать.
- Думать о пользователе, а не о «плохом» веб-мастере. Поиск – главный актив «Яндекса». Релевантная (то есть соответствующая запросу) выдача – главный актив поиска. И с релевантностью у «Яндекса» в последнее время беда. Конечно, идеальных результатов не бывает, однако постоянный «расколбас» позиций и попадание в топ-10 откровенного шлака стали повсеместным явлением. Одна из причин – поэтапное введение «Яндексом» новых алгоритмов пессимизации сайтов за некорректные методы продвижения. В результата этого даже сайты с полезным контентом могут скатиться в выдаче глубоко вниз. Напоминает российские антисанкции: вроде бы «Яндекс» наказывает веб-мастеров за дело (иногда нет), но страдают обычные пользователи.
- Создавать действительно полезные сервисы. В этом году «Яндекс» закрыл много сервисов, о которых стало известно только после собственно закрытия. Например, вы знали, что на протяжении года можно было заказать мастера на дом с помощью «Яндекс.Мастера»? Многие ли успели воспользоваться мобильным приложением «Яндекс.Прогулки», который не прожил и полгода? А вот анонсов новых интересных сервисов в уходящем году я не припомню.
От специалиста
- Стать более прогнозируемым. У бизнеса, для которого «Яндекс» один из важнейших источников клиентов, разумеется, тоже много пожеланий. В последнее время «Яндекс» постоянно меняет правила игры. Этой осенью он серьезно изменил принципы работы системы контекстной рекламы «Яндекс.Директ», породив немало вопросов о целесообразности. Плюс, несмотря на проводимые семинары и пресс-релизы, все сложнее понять логику в принципах ранжирования сайтов (см. пункт 2 выше).
- Стать оперативнее. Многие шутят, что «Яндекс» превращается в самый большой каталог Рунета, ибо его индекс зачастую не обновляется месяцами. Разумеется, существуют инструменты быстрого сбора информации, но касаются они лишь ограниченного круга сайтов. Другие изменения, бывает, не попадают в выдачу месяцами. Кроме того, стоит отметить медленную скорость модерации и получения ответа от поддержки как по почте, так и по телефону (как вам: провисеть на телефоне полтора часа и получить «ой, а это не к нам, перезвоните еще раз»?).
- Меньше думать о сиюминутной прибыли. Казалось бы, звучит наивно, но, несмотря на то, что «Яндекс» – это в первую очередь бизнес-проект, его менеджменту действительно стоит задуматься. Его последние решения приводят к росту выручки (но, как уже отмечал, не прибыли), однако нередко за счет партнеров. Из последнего – отмена скидок для постоянных клиентов во все том же «Директе» (у «крупняка» счет шел на миллионы, хотя и малому бизнесу несколько тысяч в месяц были нелишними). Можно привести еще несколько примеров «сравнительно честных способов отъёма денег» за авторством «Яндекса», но это уже тема для отдельного материала.
Автор: директор интернет-компании "Инмако" Болонкин Владимир. Статья была опубликована в журнале "Номер" за декабрь 2015 г.