info@inmako.ru

(4942) 500-404

(495) 984-34-90

Цифры и политика

Недавно в Костроме завершилась, пожалуй, самая громкая за последние годы предвыборная кампания. За выборами в нашем регионе внимательно следили не только российские, но и мировые СМИ.

Мне и еще паре моих знакомых в день голосования звонили из неких центров, выясняя наше отношение к народному волеизъявлению. А чего стоит хождение с препятствиями по Советской – называется, увернись от того парня с листовкой. Лично мне кампания была интересна еще и политической рекламой – точнее, ее нарочной примитивностью. Почему цифры и факты в данном случае совсем не важны для успеха?

 

Да, еще со времен древних греков политика не могла похвастаться точными суждениями, скорее ее можно назвать битвой имиджей. Не важно, на самом ли деле кандидат «Икс» украл миллион. Важно, есть ли у «Икса» в глазах большинства имидж того, кто мог бы это сделать. Реальный факт не принципиален. Безусловно, имиджевая реклама используется и в коммерции. Зачастую куда важнее, какое впечатление создает продукт, а не то, чем он является на самом деле (взять тот же «Макдоналдс»). Однако всему свое место, и, когда речь заходит, например, о покупке квартиры, мы начинаем считать: соответствует ли цена за квадратный метр обещанному комфорту, сколько жилой площади выйдет в итоге, и как далеко отсюда пилить до работы. И только все взвесив, мы выносим правильное решение. Это нормально: для абсолютного большинства покупка жилплощади – крайне ответственный шаг, и, чтобы принять решение, красивых рекламных лозунгов явно недостаточно. Почему же, когда решается, по чьим правилам мы будем жить в течение нескольких лет, цифры не играют для нас заметной роли?

В современном маркетинге, даже если ты супербренд, все равно приходится обращаться к цифрам: вернем 110%, если найдете дешевле, только сегодня скидка 50%, привезем в течение 3 дней, у нас уже 2 миллиона клиентов, цена всего 999 рублей... Ну и так далее. Конкретика побеждает недоверие. Причем иногда конкретика нарочито излишняя. Недавно видел рекламу: «С нашим модулем конверсия сайта вырастает на 79,5%». Не на 80%, а именно на 79,5% (типа, выверили до десятых – значит, серьезные ребята, значит, им можно доверять).

 

А что же в политике? Мы номер один в бюллетене, значит, номер один вообще – голосуйте за нас! А я восьмой, и округ у меня восьмой. Вот так совпало, проголосуйте за это чудо! Да вы посмотрите на нас – вот где чудеса творятся! Номера совпали с кодом региона! Джекпот! Отдельные кандидаты (обычно с небольшими шансами) эпатируют лозунгами «За курс 1 рубль = 1 доллар!» или «Требуем минимальную зарплату в $500!». Из разряда – авось кто и клюнет, а не клюнут, так хоть внимание привлечем. Разумеется, подобные неправдоподобные «офферы» встречаются и в интернет-маркетинге, однако обычно их видишь на страницах, где и реальных контактов-то не найдешь. Здесь же все официально.

Конечно, не все так плохо – были и вполне серьезные цифры. Например, одна из партий опиралась на сравнение, которое, по идее, действительно не должно оставить равнодушными жителей региона. В соответствии с цифрами население Костромской области с начала 90-х и к настоящему моменту неуклонно сокращалось. Однако можно ли этим зацепить? Думается, это не первая и даже не десятая насущная проблема большинства граждан. А вот налоги, цены в магазинах, счета за ЖКХ... Это, знаете, как если бы компания-импортер бананов стала клеймить конкурентов за то, что те используют при сборе фруктов детский труд. И ведь никто на камеру не признается, что ему все равно (и в глубине души, наверное, действительно не все равно). Однако будем честными: кроме особо чувствительных личностей, технология появления бананов на прилавках мало кого волнует. А вот цена, спелость и даже то, как фрукты будут выглядеть на столе, – это куда интереснее. В общем, цифры должны быть насущными.

Между тем такие цифры в завершившейся политической кампании действительно фигурировали. Учитывая текущую экономическую ситуацию, партиям у власти хвастаться особо было нечем – они цифры практически не использовали. А вот оппозиция, по крайней мере одна из партий, использовала в агитации реальные сводки о стоимости ЖКХ, налогах, росте цен и другие действительно важные метрики. Правда, судя по всему, ей это не помогло.

Впрочем, самые важные цифры на любых выборах – это те, что объявляют после подсчетов. А они, как говорится, на табло.

Автор: директор интернет-компании "Инмако" Болонкин Владимир. Статья была опубликована в журнале "Номер" за октябрь 2015 г.