Skip to main content

Три вывода об уходящем годе

В декабре традиционно подводят итоги уходящего года. Значит, и я подведу. Что в костромском интернет-маркетинге изменилось за отчетный период? Год был, прямо скажем, непростым. Следующий, скорее всего, будет еще сложнее. Нужно делать выводы. И как минимум три я для себя сделал.

1. Интернет-маркетинг – пока не про нас

В принципе, этот тезис я повторяю из года в год. Разумеется, есть исключения, и отдельные предприниматели и организации значительно повышают свои компетенции, однако в целом развитие интернет-маркетинга в наших краях движется о-о-очень медленно. У большинства ответственных лиц продвижение в Интернете сводится к “Да-да, сайт, разумеется, нужен, и продвигать его будем, кстати, сколько стоит продвинуть сайт?”. Пытаемся донести, что интернет-маркетинг – это то, чем нужно заниматься постоянно и профессионально, так же как маркетингом “реальным”. А быстрый отклик и все еще смешные (в регионах) цены на продвижение в Сети – большое подспорье. Однако стереотипы неумолимы. С одной знакомой долго общались об интернет-рекламе, однако в конечном итоге она взяла кредит и заказала рекламу на ТВ, которая обошлась ей раз в 10 дороже. В нашем случае нужно было согласовывать ключевые слова, смотреть таблицы и делать другие скучные (как ей казалось) вещи. А там все было понятно: придумай побуждающиекпокупкецвета для ролика и ищи себя в паузах между “Ворониными” и “Кухней”. И да, та ТВ-реклама себя не оправдала.

И даже если менеджеру удается убедить в необходимости работ, все только начинается. Часто интернет-продвижение становится этаким черным ящиком: в него вваливают деньги (пусть и небольшие), а на выходе ждут… да чего угодно: от буквального ничего до узнаваемости во всей Костроме. Калейдоскоп ожиданий крайне разнообразен – все зависит от конкретного человека. При этом наши отчеты остаются без внимания, и обсуждать их обычно желания нет.

Вывод для себя: Делать метрики максимально простыми, повышать общую грамотность рынка (хотя бы регулярным общением с теми, кому действительно интересно), ну а тем, кто ждет чудес из волшебного ящика, периодически показывать “фокусы”.

2. Людку забыли спросить

Заголовок утрирован, тем не менее он весьма точно отображает систему принятия решений у некоторых руководителей. Людям по-прежнему скучно считать, переспрашивать и делать выводы. Немного гиперболизировал реальный диалог. “Реклама второй день идет: вчера было 85 переходов, сегодня уже 30…” – “Что вы мне показываете? Я нас нигде не вижу! Людк, ты видишь нас в Интернете?” – “Неа, я постоянно во Вко… по работе выхожу, не вижу”. – “Так и я про то. Нет нас!” Или вот еще один (уже без изменений). “Во «ВКонтакте» нет нашей целевой аудитории”. – “А какая ваша ЦА?” – “Ну, это женщины 30-40 лет”. – “Вот, смотрите, в Костроме в ВК таковых 20 тысяч”. – “Это не наши женщины!”

Под “людкой”, естественно, обычно скрывается имя секретаря, знакомой, жены и т. д. Да, нам все еще куда привычнее эмпирический опыт, чем цифры и графики. Однако чем тогда бизнес XXI-го века отличается от бизнеса века XIX-го?

Вывод для себя: представлять цифры как можно более наглядно, приводить кейсы, рассказывать о самых простых оценках эффективности в Сети.

3. Проще позвонить, чем у кого-то занимать заказать

По ту сторону экрана изменений тоже немного. Идеальный клиент для интернет-бизнеса – человек, заполнивший анкету, оплативший заказ онлайн и спокойно ждущий его прибытия. Как вы понимаете, такое бывает редко. Отчасти потому что сайтов с нормальной онлайн-оплатой еще слишком мало, но во многом по куда более банальным причинам. Как показывает практика, лишь около 5% заказов оплачиваются непосредственно в Интернете. Остальные – или по телефону, или при получении, или еще как-то. И дело совсем не в том, что электронные деньги и банковские карты есть не у всех (с этим-то как раз все более-менее), а в том, что наличие сайта вовсе не означает, что стоящие за ним люди действительно работают. Обычно интернет-площадки крайне немногословны – найти нужную информацию нужно еще постараться. Отсюда появляются вопросы, которые решаются по телефону, электронной почте или не решаются вообще (то есть клиенты уходят к более доходчивым). Почему популярен “Авито”? Да потому что это старая добрая газета с объявлениями. Увидел, позвонил, заказал.

Вывод для себя: чаще рассказывать о важности “упаковки” товара/услуги, а также рекомендовать использовать онлайн-оплату везде, где это уместно.

В общем, с одной стороны, довольно печально, а с другой – такой потенциал для роста! Девяностые на новый лад. Так пусть нулевые наступят хотя бы в 2017-м.

Автор: директор интернет-компании "Инмако" Болонкин Владимир. Статья была опубликована в журнале "Номер" за декабрь 2016 г.