Skip to main content

Искусство в два клика

Возможность купить билеты онлайн, думаю, уже никого не удивит (хотя для большинства костромских заведений это ноу-хау еще неведомо, хорошо, если телефоны на сайте рабочие). Какие еще удобства и преимущества “культурно просвещающимся” личностям предлагают цифровые технологии?

Купи

Остановлюсь ненадолго на пресловутых билетах. Как и во многих других сферах, популярность в этой нише набирают агрегаторы, собирающие все мероприятия “под одной крышей”. Самым быстрорастущим на данный момент является, пожалуй, “Яндекс.Афиша”. Сервис получает информацию о билетах из нескольких источников и показывает на их основе доступные места и цены. В Москве, Санкт-Петербурге и еще нескольких крупных городах в распоряжении “Яндекса” есть подробные схемы залов и помещений. В Костроме же “Афиша” может помочь только с билетами в кино. Конечно, бизнес-логика подсказывает, что сначала “Яндекс” должен охватить более крупные города, однако то, что компания не спешит в провинцию, объясняется еще и слабой технической подготовкой сайтов культурных заведений в регионах. В том числе и в Костроме.

Музеи, галереи и другие заведения искусства зарабатывают не только на билетах. Наверное, каждый, кто был в крупных музеях за границей, замечал, что практически в каждом таком месте есть кафе и магазин с сувенирами. Особенно это выражено в Европе и США, где “допродажи” зачастую дают много больше, чем основной продукт. Сии плоды цивилизации приходят и к нам. Так, у крупных российских музеев, вроде Государственного Эрмитажа и Третьяковской галереи, все больше возможностей перетекает в онлайн. Как и в каких-нибудь нью-йоркском Метрополитене или лондонском Британском музее, в наших музеях можно заказать интересные и редкие вещицы. Правда, если из Лондона и Нью-Йорка я свои покупки получить смогу, то вот жители этих городов подарков из России не дождутся – доставка туда не работает. Да и английской версии сайта ни там, ни там нет. У костромских музеев подобие интернет-магазинов мне найти не удалось. А уж покупатели на некоторые костромские сувениры из других городов наверняка нашлись бы.

Посмотри

Ну да оставим коммерцию. Что там с искусством? Можем ли мы совершить виртуальную экскурсию по любому музею мира? Конечно, не по любому, но по самым значимым – да. Виртуальные экскурсии разной степени проработанности предусмотрены на сайтах многих крупных музеев и галерей мира. Возьмем тот же Эрмитаж. На сайте предусмотрен раздел “Виртуальный визит”, позволяющий осмотреть залы музея из дома. Плюсы: доступны все без исключения экспозиции и нет заслоняющих туристов. Минус – информация доступна не по каждому экспонату, а то, что есть, не очень подробно. Подобные (конечно, более упрощенные) панорамные 3D-туры я видел на сайте Филармонии, подразделений Музея Заповедника и у пары других заведений.

Также нельзя не упомянуть инициативу Google Art Project, собирающую в единый цифровой каталог цифровые копии предметов искусств со всего мира. Виртуальная экспозиции Эрмитажа – заслуга в том числе GAP. Не считая Эрмитажа, с Google на данный момент сотрудничают 45 российских заведений, что не так уж и много, учитывая, что в одном Нью-Йорке таковых более 50-ти.

Наблюдай

Но если с выставками, галереями и экспозициями все более-менее понятно, то как быть с “искусством в реальном времени”? Можно ли посмотреть театр в онлайне? Да, можно. Но, опять же, пока не в исполнении костромских актеров. В первую очередь следует отметить проект “Театральная Россия”, благодаря которому уже несколько лет выступления из самых видных театров Москвы и Санкт-Петербурга транслируются в кинотеатрах по всей России. Правда, на карте присутствия проекта, на которой зеленым выкрашен почти весь ЦФО, отсутствуют Ивановская и сами догадайтесь какая области.

Зато есть возможность посмотреть выступления по Интернету. Благодаря все той же “Театральной России” на сайте onlineteatr.com можно заказать онлайн-трансляцию постановки. Выбор пока не очень велик, но и то, что есть, – уже очень неплохо. Часто ли жителям провинции удается посетить Большой театр или Мариинку? Разумеется, увеличить свою аудиторию в сотни раз – заманчивая перспектива, поэтому крупные мировые площадки давно сотрудничают с компаниями, которые транслируют выступления или в кинотеатры, или сразу на дом.

Ну а в завершении позволю себе банальность – живое посещение театра или музея пока ничто не заменит.

Автор: директор интернет-компании "Инмако" Болонкин Владимир. Статья была опубликована в журнале "Номер" за май 2017 г.