Skip to main content

Гарантируйте мне деньги

Сентябрь – начало нового трудового сезона. Хорошее время, чтобы придать импульс существующему бизнесу или заложить фундамент нового. Интернет – один из мощнейших каналов привлечения клиентов. И он требует вложений. А так хочется в это нестабильное время разделить ответственность за результат с кем-то еще – например, с подрядчиком по продвижению. Все слышали волшебное слово “гарантии”. Я расскажу, что обычно скрывается за этим посулом в современных условиях.

Несколько реальных диалогов с клиентами (не обязательно нашими)

– Давайте, я платить вам не буду, а буду давать определенную сумму с каждого заказа!
– Попробовать, конечно, можно, но тогда нам будет нужен доступ к вашей почте, записям звонков, онлайн-консультанту и изменения в текущем договоре.
– Что за сложности? Я вам сам скажу, если возьму заказ. Зачем мне врать?

– Вы делаете сайт, настраиваете рекламу, запускаете, и, если есть заказы, мы вам перечисляем квадраллион рублей.
– Мы можем рассмотреть этот вариант, но лишь с разделением рисков. Мы создаем сайт и ведем рекламу за свой счет, а вы полностью оплачиваете рекламный бюджет.
– Нет, у нас на это денег сейчас не предусмотрено вообще.

– Вы знаете, сайт я смогу сделать сама, заполнить его сама, и продвигать буду сама. А вы дайте мне гарантии, что я получу заказы.
– Эээ…

Преимущество интернет-маркетинга – многообразие различных метрик и статистики. Возможно, отчасти поэтому люди верят, что, выучив все цифры, можно стать властелином судьбы и выдавать 100%-ный результат всегда и везде. К сожалению, когда заказчик и исполнитель договариваются о продвижении, не всегда берется во внимание третья сторона: поисковая система (алгоритм которой меняется без всяких объяснений), конкуренты (которые завтра начнут делать то, что не делали сегодня) или просто клиенты, в головы которым не залезешь. Однако “гарантия” – слово нынче модное, и встретить его можно не только в интернет-маркетинге, но и в таких, казалось бы, априори не гарантийных областях, как медицина, юриспруденция, обучение и других. Если ваш сыночка не сдаст ЕГЭ, мы вернем вам деньги. Платите и не парьтесь!

Приведу несколько вариантов гарантий на примере интернет-технологий и более традиционных профессий.

  1. “Мелкий шрифт” – самый простой способ соблюдения гарантий. В договоре прописываются условия, выполнить которые в реальности очень сложно. Ну, например, диетолог гарантирует, что вы потеряете 20 кг за полгода, если не пропустите ни одного занятия и будете каждый день присылать отчет по физической активности и съеденным калориям. Теоретически возможно, в реальности – хоть раз, да пропустишь. Понятно, что все зависит в первую очередь от тебя, но спец вроде и гарантии дал, и себя обезопасил.
  2. Порой гарантия – это простая математика. Скажем, у адвоката в данной сфере 90% дел заканчиваются успешно. Практика наработана – промахи выпадают только на уникальные случаи и особый взгляд судей. Это значит, что если он вернет деньги 10% клиентам (возможно, даже с неустойкой), то все равно будет в плюсе. Ни о какой 100%-ной гарантии не идет и речи, но вроде все честно.
  3. Гарантия, основанная на прошлом опыте. Например, в ходе ведения рекламных кампаний выяснилось, что при хорошем сайте цена заявки на кредит в среднем составляла 200 рублей. То есть, если обозначить для заказчика цену в 400 рублей за клиента, то с большой вероятностью останешься с хорошей маржой. Тоже, разумеется, не 100%-ная гарантия, но метод вполне “белый”.
  4. Далее мы вступаем на территорию темной стороны. Подрядчик дает гарантию или, по сути, не нужного результата, или результата, который можно легко сымитировать. Например, в поисковом продвижении можно составить список фраз, по которым сайт легко вылезет в топ-10, но не будут переходить люди. Или можно брать деньги за каждую заявку или целевой звонок. Надо ли говорить, что эти самые заявки (не продажи!) при желании можно легко нагнать?
  5. Ну и просто откровенный “пшик” – за гарантией не стоит ничего. Вообще. В лучшем случае у подрядчика неудачные проекты покрываются за счет более удачных, в худшем – заказчик получает банальное “ну не шмогла я, не шмогла…”.

Так что в большинстве случаев хорошая интернет-компания может дать гарантию лишь на то, что выполнит все необходимые работы в пределах своих компетенций. По опыту, чтобы действительно отвечать за результат, нужно или быть совладельцем компании заказчика, или находиться в очень хороших отношениях с ним. Другое – сказки для бедных.

Автор: директор интернет-компании "Инмако" Болонкин Владимир. Статья была опубликована в журнале "Номер" за сентябрь 2016 г.