Skip to main content

Бизнес на грани фантастики

Я не расскажу о фантастических интернет-технологиях будущего (хоть это и было бы самым очевидным отражением темы выпуска). Я расскажу о фантастике настоящего.

Мне не всегда нравятся стенания некоторых маркетологов – мол, отдельные предприниматели не совсем понимают, зачем им нужен сайт. Да, действительно не понимают. Ну и фиг с ним – умному человеку всегда можно объяснить. Другое дело, если бизнесмен зачастую не понимает, зачем ему собственно бизнес. Не, ну раньше он деньги приносил, там все понятно. А сейчас не приносит. И что с ним делать? На растущем рынке можно чувствовать себя крутым менеджером: просто отладь производство/процессы (иногда и этого не требовалось) – клиенты сами тебя найдут. А как только рынок схлопнулся, так сразу начались проблемы.

К черту притворство – факапят все. Да, иногда мы тоже срываем сроки, теряем по глупости клиентов (порой очень обидно), пытаемся проглотить кусок больше, чем сможем переварить. Бывает. Но мы всегда стараемся нарисовать план, который, конечно, не выполнится на все 100%, однако позволит понять, кому и что нужно делать. А кто-то не планирует в принципе. Вот пример. Разрабатываем стратегию продвижения сайта завода на полгода, говорим, что в этом месяце это будет стоить столько-то, в следующих столько-то… И хоп – на третьем месяце деньги кончились! Вы, когда планировали, не могли сложить шесть раз? Все равно, что начать строить дом и закончить на стадии фундамента. Другие жалуются, что развития нет: на рекламу денег нет, чтобы сделать хорошие фотографии, не говоря уже о видео, “лишних” средств тоже нет (и вообще, зачем тратить деньги, если можно сфоткать на мобильник?) и… закрываются через полгода. Да, крах может случиться у всех, даже у не самых глупых людей. Все верно. Но неужели у умных людей из двух телефонов на сайте один не будет работать вообще, а второй будет отправлять на хамоватую секретаршу, которую вы на проходную не посадите, не то, что на прием жизненно важных звонков. Фантастика, что полгода продержались.

Есть у меня пример и со знаком плюс: уже давно работаем с небольшим туроператором из Китая. Директор-китаец для продвижения активно пользуется социальными сетями, TripAdvisor и другими тематическими каталогами. Пока мы создавали сайт, он каждый вечер присылал море материала на английском, подбирал фотографии, искал ошибки (не было этого ущербного – “вы же профессионалы, вот вы и работайте”). Он понимал, что в первую очередь только он ответственен за свой успех. И если сегодня он будет ждать манну небесную, завтра ему будет нечего есть. С российскими же клиентами мы зачастую месяцами ведем бессмысленные беседы. Для продвижения нам от вас нужно вот это, это и это. Ноль внимания… В лучшем случае мы встречаемся, ведем беседы, что вот это бы не помешало, и вот это было бы неплохо... А вот сформулировать эти идеи в письменном виде (да что там сформулировать – прочитать и подтвердить то, что мы за ними записали) – на это времени нет. И в конце: у меня нет результата, зачем я вам деньги плачу? Хотите гарантированного результата и чтобы ничего не делать – отдайте деньги в банк! Или ищите волшебников – но это уже не фантастика, а фэнтези какое-то.

Иногда всплывают претензии. Почему мы не в топ-3 “Яндекса” по запросу “кондиционеры”? Мы ведь продаем кондиционеры! Вы же профессионалы! Я обычно говорю: “Нет проблем, нам нужно всего $1 000 000 000. Закажем растяжку промеж башен Кремля, построим стеклянный офис в центре столицы и пригласим на открытие Бейонсе и Бибера – чтобы во время прямой трансляции по Fox каждый человек на Земле вбивал в Google «Romashka LTD, who the heck are them?!»”. Что, бюджет все же поменьше и не в долларах? Тогда следуйте рекомендациям и наберитесь терпения.

Отдельные частники и даже вроде бы серьезные организации создают сайты (точнее, вымучивают, так как долго не предоставляют материалы), а потом теряют к ним интерес, из-за чего пропускают оплату хостинга и домена. Потом слышишь: “Я просто в отпуске был, телефон отключил, а что, платить нужно было?” Интересно, сколько бы продержался магазин, если бы задержали аренду хотя бы на месяц? А тут цена вопроса – поход в костромской ресторан.

И это, повторюсь, в условиях, когда рынок продолжает схлапываться и за деньги приходится бороться как никогда. Мне, конечно, тоже можно предъявить претензию, что, мол, де сам-то на белом коне, а, может, просто хреново работаешь и хочешь все на заказчика свалить? Действительно, хочу. Ответственность за бизнес заказчика я всегда хочу свалить на заказчика. Желание, чтобы оно как-нибудь само – отличительная черта наших людей. И, слава черной жидкости, какое-то время мы могли себе это позволить. Но те деньки уже фантастика.

Автор: директор интернет-компании "Инмако" Болонкин Владимир. Статья была опубликована в журнале "Номер" за апрель 2016 г.